вторник, 21 июня 2011 г.

SharePoint Conference Russia 2011: краткий отчет

Вчера выступал на SharePoint Conference Russia 2011. Это моя первая конференция, первое серьезное выступление, и одновременно, как это ни смешно, вообще первая девелоперская конференция, посещенная мной лично.



Неудивительно, что впечатлений привез целый вагон (о да, я ездил в Москву на поезде, ха-ха!). А также - опыта, наблюдений, и новых знакомств. Но, обо всём по порядку.

Организация

Организация была, прямо скажу, на высоте. Особенно порадовало отличное оборудование, которое позволило не только качественно записать выступления, но и транслировать их через интернет на всю страну. Причем, транслировались все 3 зала, и никаких особых накладок при трансляции, насколько я знаю, не было.


Классные микрофоны, мне очень понравилось. Раньше когда выступал с микрофонами, всегда слышал повтор собственных слов, и это неприятно, сбивает с мысли.. Тут такого не было.

Также, было много призов и подарков. Например, AwePoint проводили розыгрыш миниатюрных видеокамер, за вопросы на сессиях давали книжки, майки и кепки. Какие-то призы были также и за заполнение анкет (вроде бы тоже майки).

Еще, нас всех очень хорошо кормили. Выпечка, печеньки, кофе, чай, фрукты (может что-то еще, на обед уезжал, поэтому не знаю) - всё бесплатно. Я считаю, бесплатная для посещения конференция такого уровня - это нечто совершенно фантастическое.

Единственное, что было плохо - это отсутствие интернета хоть какого-нибудь качества для участников. По слухам, интернет планировался, но то ли вышло слишком дорого, то ли просто не хватило канала на то, чтобы обеспечить и трансляцию, и интернет участникам...  А так хотелось потвитить, сидя в зале! :)

Атмосфера

Атмосфера среди докладчиков и организаторов - очень дружная, непринужденная. Хотя никого раньше не знал, со всеми как-то само собой получилось познакомиться.

В перерывах между докладами было очень много интересных обсуждений, разговоров, дискуссий. Также, была зона для экспертов, где сидели докладчики и другие гуру, с которыми каждый участник мог пообщаться на любую интересующую тему.

На самих докладах, атмосфера была по большей части сонная, к сожалению (ну, для меня как минимум). Особенно во втором зале - там было очень душно и жарко, и клонило в сон даже на сравнительно интересных докладах...

Доклады

Аудитория делилась на несколько совершенно разных целевых групп: руководители и бизнесмены - это такие дядьки в строгих костюмах с галстуками и каменными лицами, сисадмины - бородатые и волосатые ребята-добряки, ну и разработчики - по внешнему виду нечто среднее :) Девушек кстати было неожиданно много.

Соответственно, доклады тоже были по разным темам, рассчитанные на разные аудитории, и хотя было 3 разных зала и доклады шли в три потока, но порой программисту было податься совсем некуда - а иногда, наоборот, на разработчиков работали сразу два зала.

Еще я заметил, что ни названия, ни описания докладов, полного представления об их содержании всё-таки не давали. Поэтому довольно сложно было понять, куда идти. После того, как станут доступны видеозаписи, я обязательно пересмотрю некоторые доклады.

Но вообще докладов для разработчиков было немного. И уровень большинства докладов мне показался очень низким. Докладчики боялись, что их не поймут, и поэтому давали в основном обзорные знания, из-за чего практическая ценность докладов была небольшой.

Больше всего с точки зрения исполнения, мне понравился наверное всё-таки доклад Ильи Бойко. У него всё прошло гладенько, без заминок, и при этом он довольно удачно управлял настроением аудитории, вовремя её "шевелил". Строго выдержал тему доклада. Не восторг, но очень достойно. Очень жаль, что у Ильи была не слишком интересная для меня тема, тема скорее сисадминская, чем разработческая - про автоматическое развертывание SharePoint. Также эта тема обусловила отсутствие живых примеров, что тоже не гуд.

Понравился доклад Александра Матюшенко про Visio и SharePoint. Хотя Александр очень глубоко ушел в Visio и почти забыл про SharePoint, но докладчик он отличный. Юморной, быстрый, живой, с хорошим голосом. Единственное что скажу ему в минус - не умеет пользоваться стандартным Magnifier'ом :)

А еще, кстати, мне понравилось выступление Оксаны Простаковой на пленарном докладе. В отличие от прошлого года, Оксана гораздо меньше волновалась, и главное рассказала действительно несколько полезных идей про организацию юзергрупп и про то, как RUSUG может с этим помочь. Например, меня заинтересовала возможность привлечения докладчиков RUSUG в нашу локальную гипотетическую UG :)

Повторюсь, доклады видел не все. Например, на Александра Романова вообще не успел: задержался с обеда, а он так быстро отстрелялся, что пришел я только к секции вопросов. Еще буду пересматривать, и обязательно напишу отзыв, если мне понравится какой-то еще доклад.

Моё выступление

Главный опыт - это конечно же мое собственное выступление. И получилось именно так, как это бывает довольно часто: несмотря на крайне серьезную подготовку, стоило лишь начать говорить - мысли спутались, воздуха почему-то всё время не хватало, горло пересыхало каждые пять минут, не заработал ни один из примеров, и к тому же забыл включить таймер, и забыл когда у меня конец доклада...

Из-за этого доклад получился слегка спутанным, сбивчивым. Но всё-таки - более-менее получился (я уже его пересмотрел). Некоторые мысли, как показал фидбэк, даже удалось донести до аудитории.

"Выехать" мне удалось, благодаря:
  1. Серьезнейшей подготовке. Я многократно репетировал доклад, в том числе обе демонстрации (одну, впрочем, показать не успел). Репетировал основательно, вслух, тщательно отслеживая время. Правда, в процессе подготовки я многократно менял некоторые части, адаптировал под предполагающийся целевой состав аудитории, ну и т.д. Наверное, именно поэтому перескакивал туда-сюда, версий-то доклада было много, вот и перепуталось всё :(
  2. Очень глубоким знаниям по теме. При разработке SharePoint 2010 Fluent Ribbon API, при ответах на разные вопросы на SharePoint StackExchange, а также в рабочих проектах - мне приходилось вгрызаться в SharePoint Ribbon всеми возможными зубами, и эту тему я знаю доскональнейшим образом. На самом деле, даже экспромптом я мог бы рассказывать только про Ribbon, часа 2-3 без малейших проблем.
  3. Наличию готовых примеров, гарантированно работающих. Когда на презентации что-то ломается, в голову взбрасывается столько крови и прочего адреналина, что дебажить код на презентации я был просто не в состоянии. К тому же, на это не было и времени. Поэтому вариант с готовыми примерами меня просто-таки спас. Кстати, этот вариант я вынес из тренинга для докладчиков, который был проведен перед мероприятием Маратом Бакировым, Андреем Бешковым и Романом Здебским, за что им огромное спасибо.
Для себя понял следующие вещи:
  1. Выступать нужно чаще. Главное на серьезном докладе - уверенность и размеренность, а это приходит с опытом.
  2. Нужно тщательно думать над названием и описанием доклада.
  3. На последнюю неделю перед докладом нужно запретить себе вводить в доклад изменения, и репетировать такую вот "замороженную" версию. Иначе, в версиях легко запутаться.
  4. Особенно тщательно нужно репетировать демо. А без запасной папки с готовыми примерами я вообще теперь ни на один доклад не приду! :)
  5. Всегда нужно готовиться к тому, что что-нибудь пойдет не так, и продумывать эти альтернативные варианты развития доклада так, чтобы они получались плавными, и чтобы заранее знать, что делать, а не впадать в панику.
  6. Всё-таки, очень многое зависит от количества аудитории. К примеру, когда аудитория небольшая, на разговоры всякие, хождения туда-сюда - отвлекаешься, и это нервирует. А вот на SPConf.Russia такого не было. Зал большой, звуки скрадывает, и я попросту не замечал - ни хождений, ни переговариваний.
  7. Извиняться перед аудиторией не стоит, это глупо выглядит. И вообще, все эти оправдания, чертыхания - выглядят плохо, их надо либо заранее продумывать, либо вообще молчать.
  8. Докладчик должен сражаться сразу на двух фронтах: один фронт - это зал, второй - это виртуальная аудитория. Различия между двумя этими аудиториями огромны:
    • Людям в зале видно хуже, чем людям, которые смотрят запись. Нужно больше увеличивать.
    • Нужно всегда повторять вопросы из зала, если до задающих их людей не успела добежать девушка с микрофоном. Иначе по записи вообще непонятно, о чем речь.
    • На видео почти не слышен смех из зала, поэтому некоторые моменты на записи получаются странными. 
  9. Надо брать фотик и активно фотографироваться, потому что иначе совершенно нечем оформлять посты типа этого :)
Ну а кроме того, конечно вынес еще множество полезной информации, даже по большей части интуитивной, которую как раз и называют опытом. Уверен: мой следующий доклад будет лучше (кстати, скорее всего буду выступать осенью на RUSUG).

"Спасибы"

Хочется отдельное огромное спасибо выразить Антону Вишнякову, за помощь с докладом, за внимательную предварительную работу со мной как с докладчиком (что несомненно прибавляло энтузиазма и решимости), и за всю его работу, именно благодаря которой SPConf состоялся.

Спасибо и другим организаторам: Оксане Простаковой и Марату Бакирову. Очень приятные и общительные люди, добровольно взвалившие на себя гору ответственности и обязанностей. Я это очень ценю.

Спасибо всем докладчикам: подготовить хороший доклад - это тяжелый труд. Хочется, чтобы число докладчиков росло, и чтобы докладчики более дотошно относились к выбору темы, чтобы темы на SPConf.Russia были актуальными и интересными. Кстати, с нетерпением жду SharePoint Conference 2011, интересно будет сравнить с нашей... :)

Спасибо компаниям Microsoft, Quest, AweSoft, и всем остальным спонсорам - за бесплатную для участников конференцию такого высокого уровня и множество подарков/трофеев.

Гигантское спасибо моим коллегам и друзьям, которые меня поздравили с выступлением! Это для меня очень важно.

4 комментария:

  1. Привет. Я смотрела твой доклад "живьем"... ага, это я на галерке "задремала" - сказалось общее напряжение от задержавшегося самолета, безумной гонки с подготовкой доклада (последний вариант слайдов был готов вечером воскресенья, ага, тогда же и видео переписывалось и монтировалось) и жуткий цейтнот на работе, откуда вырывалась на конференцию, воюя с собственной совестью :) Но если отставить лирику, то у меня по твоим выводам есть пара замечаний. Обычно я ленюсь писать длинные комментарии, но тут как не помочь коллеге по цеху :)
    Прямо по твоему списку:
    п. 1 - 100% да, ты прав. Опыт публичных выступлений нужен и полезен. Но все время тренироваться на живой аудитории может выйти боком. Ты работаешь в Softline, там у вас в УЦ должны хоть изредка проходить курсы для получения статуса Microsoft Certified Trainer (Train-to-Train или TTT) - поучаствуй при первой возможности. Пусть ты дальше и не станешь получать статус и проводить курсы, но почву для дальнейшего развития presentation skills ты получишь точно.

    п.2 - да, но... бывают ситуации, когда идея доклада по ходу его подготовки выкристализовывается в нечто совершенно далекое от первоначального замысла :) Поэтому связка название+описание должна быть такой, чтобы был "ефрейторский зазор" - на описание и название моего доклада на SPConfRu не смотри - делала почти в обмороке :)

    п.3 - категорически нет! ;) Доклад, чтобы оставаться "живым" может и должен изменяться и развиваться. Тогда тебе самому будет интереснее выступать с ним. Я сейчас могу за два часа, да что там, в дороге на мероприятие в машине вносить изменения, совершенствуя слайды и доводя примеры до совершенства (хотя обычно едва удается приблизиться к состоянию доклада "ну, вот это уже можно показывать, хотя еще пару-тройку дней бы на допиливание и было бы лучше" :) Это не касается, естественно, сложных примеров, но вот с программным кодом... стоит запастись заранее отработанными приемчиками и примерами даже слегка отходящими от темы доклада, но эффектными и работающими всегда... Один из методов - нарочная ошибка в простейшем куске кода и моментальное исправление сделают из тебя мега-гуру для аудитории на время доклада, "поднимут" внимание и все такое :)

    п.4 - да, это хороший способ. Еще один вариант - заранее записанное видео и ты в качестве "говорящей головы" - в 90% случаев аудитория забывает, что это видео, и завороженно следит за происходящим...

    п.5 - обычно, выходя "на публику" я запасаюсь парой-тройкой забавных фактов, да хоть свежим анекдотом "в тему" - в определенный момент, если что-то идет не так, это помогает не упустить аудиторию :)

    п.6 зависит, скорее, от твоего собственного отношения к происходящему :) Проверено на собственной шкуре и аудиториях от 1 до пары сотен слушателей :)

    п.7 - извиняться и робеть, краснеть и чертыхаться - да, не стоит... а вот иметь в кармане на случай факапа запасной вариант развития ситуации - нужно. Здесь главное сразу переключить внимание аудитории с твоей ошибки на все, что угодно :)

    п.9 - на больших мероприятиях типа прошедшей SPConfRU - да, это очень важно помнить... мне напоминали и я все равно запарилась и забыла в попытке успеть уложиться в срок с докладом, так как после меня был круглый стол по Office365, к тому же, после моего доклада у меня был всего час до экспресса в аэропорт и то на грани фола успела к концу регистрации почти :)

    п.10 - тогда уж надо сажать в зал человека с фотоаппаратом :) А то если ты во время доклада сам себя будешь снимать.... :)

    Если очень вкратце - то все. Доклад твой, кстати, мои разрабы, думаю, будут изучать с боооольшим интересом. Спасибо тебе за него, у нас есть в одном-двух проектах "узкое место" с кнопками на ленте как раз :)

    ОтветитьУдалить
  2. Андрюха, проздравляю ;)
    молодца, так держать, наши тут тоже смотрели твой доклад

    ОтветитьУдалить
  3. Татьяна, большое спасибо за подробный комментарий :) Но с некоторыми пунктами всё-таки не соглашусь:

    2. Несмотря на любые зазоры, на мой взгляд, название доклада должно четко отражать его целевую аудиторию. Пофиг, какое там будет содержание, но я должен четко знать, доклад ли это для пользователей/бизнесменов, для админов или же для разработчиков.

    3. Ну вот мой доклад так активно развивался что я запутался в версиях и перескакивал туда-сюда. Я не спорю что доклад нужно отшлифовывать и перерабатывать. Это понятно. Я имел в виду что должна быть какая-то финальная версия, всё-таки. Причем, тщательно отрепетированная. Да, и никогда не понимал докладчиков, которые доделывают доклады за пару часов до выступления, и вообще своими докладами занимаются мало. Мало готовятся. Не вышлифовывают... Чаще всего это ведет к фейлам, оговоркам и прочим неприятным моментам - я это неоднократно наблюдал на разных мероприятиях.

    4. Смотрел несколько презентаций с видео: да, всё гладенько, без фейлов, но - неинтерактивно, неспортивно, неинтересно, скучно, нельзя подстроить под ситуацию... Лично мне вариант с видео не нравится жутко. Я расцениваю это просто как разновидность слайдов, со всеми вытекающими. Хотя, возможно, просто на вкус и цвет? :)

    duШes, thanks sir!:)
    Какие ваши, в Питере? Ну, главное чтоб понравилось )

    ОтветитьУдалить
  4. Ну, вот по второму пункту - с такой оговоркой - да. Я же и пишу об этом же - название и описание должны быть такими, чтобы доклад можно было готовить, имея некоторую "творческую" свободу в разумных пределах. Когда выходишь на публику - нужно четко представлять, на кого рассчитываешь, но опять есть "но" :) Если вдруг даже при том, что название и описание доклада четко очерчивали круг слушателей, пришли "не те люди", нужно иметь возможность мгновенно перестроиться и даже самую сложную технически тему преподнести так, чтобы даже бизнес-руководителям было понятно... Это умение приходит с опытом - чувство аудитории и подстраивание под нее :)

    3. Я как раз вот и вышлифовываю :) Но я могу на любую тему к докладу подготовиться за день-два, не репетируя вслух многократно... Просто есть такое отработанное тренерское правило - на слайдах должно быть только 30% того, о чем ты будешь говорить, остальные 70% - в голове. При этом цель - не заученный материал выдавать, а именно что делиться знаниями по теме "в свободной форме", придерживаясь последовательности изложения на слайдах :)

    4. Видео в девелоперских докладах можно/нужно, на мой взгляд, использовать как запасной вариант. У меня же были демки с установкой PowerPivot на существующую ферму... там паузы на оидание могут быть слишком большими - весь процесс по-честному, занимает больше часа, а у меня демка была - 10-12 минут в итоге. А при правильном пояснении - никто не заметит того, что это видео. Или по ходу пояснения забудут уже. Я на стольких мероприятиях и заказчиках это обкатала. Главное - правильный эффектный и "живой" сценарий и правильные пояснения :)
    Насчет неспортивности не соглашусь - неспортивно - это когда фейл на фейле, а когда на оттачивание сценария, непосредственно запись и потом многочасовой монтаж уходит времени едва ли не больше, чем на все слайды и это ради 10-минутной демки в часовом докладе, имхо это очень даже спортивно и при соответствующем уровне мастерства докладчика интерактивно :) Под ситуацию подстроиться можно на живом стенде - если есть время, показать, например, пример из real life или кусок кода из живого проекта и прокомментировать его, изменить на лету и показать, что поменялось в результате :) Резюме - каждый прав по-своему.

    ОтветитьУдалить

Внимание! Реклама и прочий спам будут беспощадно удаляться.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.